Зачем Толстой? Личность, свобода, государство
В Ивановском выставочном зале РГБ 15 августа прошла первая встреча из цикла публичных дискуссий «Зачем Толстой?», организованных Государственным музеем Л. Н. Толстого, музеем-усадьбой «Ясная Поляна» и Российской государственной библиотекой.
Первый разговор в этой серии «Зачем Толстой? Личность, свобода, государство» собрал более 150 участников. На дискуссии встретились специалист в области истории российской культуры и интеллектуальной истории, доктор филологических наук, профессор РАНХиГС и Оксфордского университета Андрей Зорин и кандидат философских наук, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук Григорий Юдин. Модератором выступил программный директор Института книги Александр Гаврилов.
От имени Российской государственной библиотеки гостей приветствовала заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Самойленко. Наталья Юрьевна обратила внимание собравшихся на выставку, которая проходит сейчас в Ивановском зале — «Император Александр II. Воспитание просвещением» и напомнила, что лучшие произведения Льва Николаевича Толстого были созданы в эпоху Александра II, когда просвещённый монарх не вмешивался в дела литературные.
Заместитель директора Государственного музея Л. Н. Толстого Фёкла Толстая говорила о том, что площадка для дискуссии — залы Российской государственной библиотеки — выбрана не случайно. Лев Николаевич постоянно работал в библиотеке, а после его смерти Софья Андреевна Толстая передала рукописи мужа в Румянцевский музей. Здесь они и хранились, пока в 1939 году не было принято постановление, согласно которому все музеи должны были передать рукописи Льва Николаевича в Государственный музей Л. Н. Толстого, который стал главным и единственным их хранилищем.
Андрей Зорин, Григорий Юдин и Александр Гаврилов обсудили, как соотносятся вопросы, волнующие общество сейчас, и вопросы, которыми задавался Толстой. Как позиции, которые весь двадцатый век казались эксцентрикой — вегетарианство, сохранение окружающей среды, дауншифтинг, отрицание военной службы и смертной казни — стали всемирным интеллектуальным мейнстримом в двадцать первом веке? Почему антимодернизм Толстого стал таким современным и как новые анархо-демократические формы самоорганизации (пиратство, хакинг, современные коммуны и коливинг) экспериментируют со способами выйти за пределы государства и капитализма одновременно? Можно ли сегодня, исходя из позиций Толстого, выбрать правильный модус отношения к политике? Ответить на эти и другие вопросы постарались участники дискуссии.
Осенью встречи из цикла «Зачем Толстой?» пройдут в конференц-зале Российской государственной библиотеки.